воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Удивительная история "Бектала" рассказанная не им самим.(Продолжение 2)

А у нас сегодня
Долгая история
Наберись терпения
Моя аудитория.

“БЕКТАЛ” – ВЕЛИКИЕ КАЛИФОРНИЙСКИЕ КАМЕНЩИКИ

ГУМАНОИД БЕК-ТАЛ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ВОЗМУЖАНИЕ


Bechtel_logo
“Это вам не пикник!”
О Второй Мировой войне написано море книг, в основном, о страдательном и героическом ее аспекте. Столько же написано и о зверином лике германского фашизма с обилием ветхозаветных метафор и аналогий. На порядок меньше написано об экономической подоплеке войны. Наконец, совсем мало сказано о множественных скрытых механизмах как внутри самой Германии, так и за ее пределами, которые эту войну подготовили, выкормили и развязали. Между тем, тема эта – чертовски интересна и когда-нибудь мы обязательно ей займемся, может быть, даже в рамках Аппаребита. Пока же затроним только один аспект, который, однако, сыграл ключевую роль в судьбе “Бектала”. Речь идет о нефтяной составляющей Второй Мировой войны.
19 июля 1940 года президент Рузвельт подписал Закон о расширении морского присутствия на двух океанах ( Two – Ocean Naval Expansion Act ), который стимулировал ускоренное строительство двух флотилий на обоих ожидаемых театрах военных действий – Тихом океане и Атлантике. Морская комиссия США выбрала “Бектал” для возведения судоверфи на побережье Тихого океана. Строительство было развернуто в Саусалито, где в рекордно короткие сроки было налажено производство нефтяных танкеров и грузовых судов для военно-морского флота Америки. Итак, “Бектал” строил верфи, а знаете, кто строил корабли? Калифорнийская Судостроительная кампания Джона МакКоуна!
Можно предположить, что речь идет о простой случайности в совпадении деловых интересов. Однако скоро мы увидим, что на самом деле тандем Бектал-МакКоун явился отражением принципиальной схемы корпоративной экспансии, разработанной Стивеном Бекталом для семейного бизнеса. Эта схема не допускала мезальянсов: выбирается достойная “пара”, равная “Бекталу” по деловым связям и финансовым возможностям, создается новая структура, специально для закрепления долевого участия в совместных проектах, а затем происходит “разрыв кабанчика”, в роли которого, как правило, выступает государство. Интересно, что государственные подряды распределяются между внешне независимыми коммерческими структурами, принадлежавшими участникам альянса еще до объединения. Перифразируя одноименного классика марксизма-ленинизма, можно сказать, что Стивен Бектал исповедовал творческий подход к триумфальному шествию капитализма по планете.
Строительство заливных танкеров на верфях Бектала-МакКоуна, конечно же, не явилось случайностью. Безусловно, западный мир очень опечалился, когда Германия триумфально сыграла аншлусс с Австрией, захватила Чехию, и аннексировала Польшу. Наверное, кого-то огорчили и попытки союзной по “Оси” Японии откусить монгольский филей от Советского Союза.И все же рискну предположить, что основной головной болью Англии и Америки явился итальянский захват в сентябре 1940 года Ливии и Египта, а также военный переворот в Ираке, который привел в апреле 1941 года к власти прогерманскую группировку “Золотая Площадь”: “осевые” союзники планомерно отсекали западное сообщество от главных энергетических источников.
Все точки над i расставила японская атака на Перл-Харбор в декабре 1941 года и последовавший за ней (3 июня 1942 года) захват алеутских островов Атту и Киска. Сомнений не оставалось: Япония явно планировала захват Аляски вместе с бесценными стратегическими запасами нефти. Командование Вооруженных сил США издает распоряжение о строительстве ALCAN – Alaskan-Canadian Highway , Аляскинско-канадской трассы для скоростной переброски войск к северным границам. Забавно, что решение о строительстве аляскинской трассы было принято Конгрессом еще в 1929 году, однако все эти годы оставалось на бумаге.
Параллельно с ALCAN планировалось строительство нефтепровода CANOL (от Canadian Oil , Канадская нефть) для удовлетворения топливных нужд перебрасываемых воинских частей и огромного количества боевой техники. Кроме того топливо требовалось для обеспечения многочисленных аэродромов от Монтаны до Аляски. К слову, эти аэродромы выполняли роль дозаправочных площадок для самолетов Р-39, которые летели дальше – в Советский Союз по ленд-лизу. Если раньше горючее доставлялось танкерами из Калифорнии, то теперь это стало невозможным из-за беспощадно жалящей японской авиации, однозначно доминировавшей в Тихом океане после того, как американские “серебряные крылья” бесславно сложились в Перл-Харборе.
На бумаге военный проект ALCAN – CANOL явился самым грандиозным начинанием в американской истории. В реальности он обернулся одним из самых драматических фиаско. Командование разработало комплексный план, который включал в себя:
  1. Повышение уровня добычи нефти на скважинах Норман Уэллс до трех тысяч баррелей в сутки;
  2. Строительство нефтеперерабатывающего завода в Уайтхорс на территории Юкон;
  3. Проведение нефтепровода от Норман Уэллс к Уайтхорс, а затем на север и на юг вдоль трассы ALCAN аж до Фэрбанкса на Аляске;
  4. Строительство самой трассы ALCAN от Фэрбанкса до самой южной границы Канады в провинции Британская Колумбия;
  5. Подготовка и переброска в СССР 8 тысяч самолетов по ленд-лизу.
Я умышленно довожу до читателя детали этого проекта для того, чтобы он оценил всю серьезность намерений американского государства и беспрецедентную степень доверия, оказанного коммерческим структурам, которым поручили выполнять героическую миссию.
Итак, строительство CANOL поручили нашему герою – Бектал. Следуя собственному прецеденту Бектал сформировал консорциум специально под данный проект. В группу вошли также H.C.Price Corporation и W.E. Callahan Construction. Бектал взялся за дело с энтузиазмом. 15 июня 1942 года по всей Калифорнии были развешаны такие плакаты:
Это вам не пикник!
Условия труда и проживания на нашей стройке сложнее, чем на всех остальных объектах, когда-либо возводимых в Соединенных Штатах или за рубежом. Всем, кто подпишет контракт, придется жить и работать в невообразимо экстремальных условиях. Погодные условия будут колебаться от 40 градусов жары до 40 градусов мороза. Вам придется сражаться с болотами, реками, льдом и морозом. Комары, слепни и москиты будут не просто досаждать, а вызывать физическую боль. Если вы не готовы к работе в подобных условиях, пожалуйста, не подавайте заявку.
15 июня 1942 года Бектал-Прайс-Каллахан
К сожалению, божественные промыслы неисповедимы. Вопреки героико-патриотическому пафосу строительство Бекталом нефтепровода обернулось грандиозной катастрофой. Дело даже не в политических просчетах – очень скоро оказалось, что Япония не только не собирается нападать на Аляску, но и просто не обладает достаточной мощью для проведения столь масштабной военной операции. Главная причина провала лежала в другом месте. Месте совсем неожиданном. В 1943 году сенатский комитет под управлением Гарри Трумана, расследовавший случаи злостного обогащения коммерческих структур в условиях военного времени и коррупции государственных чиновников, обнародовал результаты дознания, в котором почетное место занимал Бектал-МакКоун. На проект CANOL правительство выделило 143 миллиона долларов и все эти деньги без остатка растворились в бухгалтерии Бектала. Труман назвал строительство нефтепровода более разрушительным для общего дела победы, чем любой мыслимый акт саботажа со стороны прямого врага. Группа Бектал-Прайс-Каллахан отличалась беспрецедентным нарушением смет, графиков работ, перерасходами по прямым и неапробированным статьям, полным отсутствием четкого руководства и откровенными просчетами менеджмента. К этому букету добавили и другой: множественные акты подкупа чиновников и использование взяток для получения нужных контрактов.
Как ты думаешь, читатель, что случилось с Бектал-МакКоун и его руководителями Стивеном Бекталом и Джоном МакКоуном после такого откровения? Конечно, Америка не СССР, а Рузвельт не Сталин (говорят, во время ялтинской встречи при появлении кремлевского горца в комнате американский президент постоянно испытывал чисто инстинктивное желание встать из инвалидной коляски). На наших просторах даже за тысячную долю перечисленных прегрешений не только сами руководители-каменщики, но и память о некогда существовавшей строительной компании была бы развеяна по ветру и растворена в ванне с соляной кислотой. Но даже с учетом всех интерполяций можно было предположить, что Бектал-МакКоун как-нибудь да накажут. И что же? А ничего. Ровным счетом – ни-че-го! Сенаторы поговорили-поговорили и перестали. Правда, ненадолго.
Сразу после войны Стивен Бектал выкупил долю Джона МакКоуна в “Бектал-МакКоун” и семейный бизнес вновь стал семейным. Теперь уже под именем Bechtel Corporation (это название компания сохранила и сегодня). Кому-то покажется, на дурном отечественном опыте, что один партнер устранил другого, выдавив из совместного бизнеса. Какое заблуждение! В мире небожителей так дела не делаются. Просто Джон МакКоун пошел на повышение, получив важное задание – творчески развить линию корпоративной экспансии на доселе неокученных нивах. Джон МакКоун возглавил только зародившуюся и сказочно перспективную государственную комиссию по атомной энергетике. Во время процедуры утверждения на должности в Сенате Ральф Кейси, возглавлявший ревизионный комитет ( GAO , General Accounting Office ), не удержался от филиппики, помянув роль соисканта в лихую годину : “Никогда еще в истории американского бизнеса, будь то в военное или мирное время, так много людей не зарабатывало так много денег с таким минимальным риском, и все за счет рядовых налогоплатильщиков”. Читатель наверное решил, что Ральф Кейси намекал на роль Джона МакКоуна в проекте CANOL . Вовсе нет. Ральф Кейси имел ввиду 100 миллионов долларов, которые Калифорнийская Судостроительная компания МакКоуна заработала на господрядах, инвестировав собственных денег только 400 тысяч.
Безусловно речь Ральфа МакКоуна не могла оставить равнодушными сенаторов, поэтому они почти единодушно утвердили Джона МакКоуна на ответственном государственном посту. И тут же в истории Бектала открылась новая страница: более чем на полвека строительство атомных электростанций и участие в разнообразных проектах, так или иначе связанных с атомной энергетикой, стали доминирующей линией в бизнесе калифорнийских каменщиков. Параллельно Бектал энергично породнился с военным ведомством, что стало возможным вместе с последующим назначением делегированного в правительство Джона: после атомного кабинета МакКоун возглавил … ЦРУ! Вот такая кузница талантов и не только, и о ней мы поговорим завтра, когда оностанет сегодня

Комментариев нет:

Отправить комментарий

comments powered by HyperComments