суббота, 8 ноября 2014 г.

Удивительная история "Бектала" рассказанная не им самим.

А у нас сегодня
Долгая история
Наберись терпения
Моя аудитория.


“БЕКТАЛ” – ВЕЛИКИЕ КАЛИФОРНИЙСКИЕ КАМЕНЩИКИ

ГУМАНОИД БЕК-ТАЛ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ВОЗМУЖАНИЕ


Bechtel_logoНаша история – о генералиссимусе небожителей, компании «Бектал» (Bechtel). Бьюсь об заклад, читатель даже не подозревает, рыбешку какого калибра мы зацепили сегодня в сети Аппаребита. Скорее всего для многих это имя – вообще пустой звук. Не потому только, что в отечественной прессе «Бектал» скрывается под конспиративной кличкой «Бехтель». Просто попадает эта компания в новостные репортажи раз в три года, и всегда – в виде мимолетного комментария в две-три строки. Тому есть объяснение: события, связанные с «Бекталом», почти всегда настолько невероятны, а их подоплека настолько непостижима, что, собственно, и комментировать нечего. Судите сами.
22 февраля 1999 году отец всех туркмен Сапармурат Ниязов даровал трехмиллиардный контракт на строительство каспийского газопровода консорциуму «PSG». Ну и ладушки. Смотрим участников: нефтяной гигант «Шелл». Что ж, с уважением. Кто не знает главных планетарных нефтяников? «Дженерал Электрик Кэпитал». Финансовое подразделение самой крупной американской компании. Тоже понятно – кто-то же должен покрывать расходы на строительство. Читаем дальше: «Бектал». Кто такой? Почему? Зачем? Все переглянулись, пожали плечами и кинулись к биржевым терминалам – искать «Бектал» в котировочных списках. А там сюрпризик: никаких акций у «Бектала» нет!
Как же так? А вот так: крупнейшая в мире (без всякого преувеличения) строительная компания не торгует своими акциями на фондовом рынке! Потому что «Бектал» – фирма частная и уже четвертое поколение принадлежит одноименному почтенному семейству. А раз компания частная, то она и не обязана обнародовать какие бы то ни было сведения о прибыли, доходах, расходах и тому подобном нудизме, преследующем компании публичные. Как недавно пожурил Роман Абрамович: «У нас никак не привыкнут, что человек вправе решать самостоятельно, что делать со своими деньгами».
А вот другая история, посвежее: 17 апреля 2003 года “Бектал” получил самый сочный подряд на восстановление Ирака (680 миллионов долларов). Главным конкурентом выступал Parson’s – группа, вторую скрипку в которой играет компания Halliburton – детище самого вице-президента Америки Дика Чейни. И все-таки лакомый кусочек отошел именно «Бекталу». Старый вопрос: «Как же так? Что такое? Это каким же нужно обладать влиянием, чтобы отодвинуть самого вице-президента?» Все переглянулись, пожали плечами, побежали рыть дальше. Но вот незадача: частота появления «Бектал» на публике обратно пропорциональна его доходам. Обо всех достижениях компании мы узнаем всегда постфакткум. Типа: на прошлой неделе завершился такой-то (никому неведомый) тендер и очередной государственный подряд ушел «Бекталу». Был ли этот тендер вообще или не был – поди проверь!
Спешу успокоить читателя: упоминание тендеров не ради красного словца – в тех случаях, когда удавалось проверить, всегда оказывалось, что тендера как раз и не было – «Бектал» все получал за просто так. Ну, или почти за просто так: это уж точно – поди проверь!
Справедливости ради следует помянуть и официальные источники: строго дозированные и санкционированные утечки через интервью первых лиц и пресс-релизы, размещенные на сайте компании. Утечки сами по себе ничего не объясняют, зато способствует дальнейшему отвисанию челюсти: «Неужели весь 20 век человечество прожило по соседству с ТАКИМ СЛОНОМ и умудрилось его не приметить?!» Вот лишь несколько официальных цифр:
– В 1998 году компания отметила свое столетие. За это время «Бектал» реализовал свыше 20 тысяч проектов в 140 странах мира на всех семи континентах;
– В одном только 2002 году компания приняла участие в 900 новых проектах в 60 странах мира и получила доход в размере 12,7 миллиардов долларов.
Маленький нюанс: речь идет только о тех подрядах, о которых «Бектал» счел нужным поведать общественности. Если учесть, что львиная доля бизнеса компании пребывает в сфере сверхсекретных военных и разведывательных стратегических разработок, цифру дохода можно смело умножать на два. Или на три? А давайте сразу уж на четыре! Какая, собственно, разница? Ведь и так очевидно, что наш хтонический небожитель легко затмевает своих собратьев, привыкших делать дела в светлое время суток.
Что ж, полагаю, у читателя пробудился интерес к доселе неведомой ему зверушке, поэтому самое время заняться его препарированием.
Детство и пубертат
Уоррен Бектал родился 12 сентября 1872 года в семье фермера и бакалейщицы из Иллинойса. По окончании школы он ненадолго сошел с рельс, примеряя судьбу странствующего музыканта, однако быстро одумался, остепенился, женился на девушке по имени Клара и приступил к разведению крупного рогатого скота по примеру родителя. К сожалению Уоррену не удалось до конца придушить гуманитарные задатки юности, поэтому в 1898 году его ферма полностью разорилась, так что пришлось наниматься на службу в одну из переживающих бум железнодорожных компаний. Следующие восемь лет Уоррен рыл ямы под полотно и набирался опыта. Его самозабвенная вера в перспективность древнего ремесла каменщиков окрепла настолько, что в 1906 году он учредил семейную фирму, которая занималась тем же самым: рыла ямы и прокладывала рельсы.
Дела у Уоррена и его брата Артура шли отменно. Венцом их усилий стало строительство в 1919 году знаменитой калифорнийской трассы 96 вдоль речки Кламат. Следующее достижение: контракт на сооружение водного туннеля в горах Сьерра-Невады.
В 1925 году изменился корпоративный статус: семейный подряд усилили сыновья Уоррена: Уоррен младший, Стивен и Кен. Новую компанию переименовали в «W.A. Bechtel Company». Несмотря на расширение фирма сохранила неповторимый семейный аромат: не только сыновья, но и рядовые работники по найму называли Уоррена-старшего не иначе как «Батей» (Dad).
Между тем, «Бектал» окончательно возмужал и созрел для серьезных дел. Уже в следующем году компания претворила в жизнь свой первых по-настоящему крупный государственный подряд: строительство плотины на озере Бауман.
В 1928 году Конгресс США утвердил Закон о возведении гидроэлектростанции на реке Колорадо в каньоне Болдер. Первоначально плотина так и называлась – Boulder Dam. Однако очень скоро в результате энергичных закулисных игр ее переименовали в честь президента Герберта Гувера. Под этим именем – Гуверовская дамба (Hoover Dam) – она и вошла во все энциклопедии мира как современное Чудо Света: крупнейшее строительное сооружение со времен египетских пирамид.
В ожесточенную конкурентную борьбу включилась чуть ли не сотня компаний, которые на протяжении двух лет склоняли Дядюшку Сэма на свою сторону. Победителем вышел «Бектал», который сумел провести ряд блистательных маневров, в результате которых шесть самых яростных конкурентов объединились (под руководством «Бектала», разумеется) в специально созданную по этому случаю корпорацию. Высокий дипломатический талант Уоррена-старшего ярче всего проявился в названии, которое глава «Бектала» предложил для союза бывших соперников: The Six Companies Corporation – Корпорация Шести Компаний! 11 марта 1931 года Госдепартамент внутренних ресурсов официально передал подряд на строительство Гуверовской дамбы альянсу «Бектала», подкрепив решение чеком на 48,9 миллиона долларов (в сегодняшнем эквиваленте – 475 миллионов).
То были золотые годы знатных калифорнийских каменщиков и «Бектал» честно зарабатывал свой капитал и репутацию: красную ленточку Гуверовской дамбы разрезали в 1936, на два года раньше запланированного срока! Похоже, стахановские рекорды в грозные тридцатые били по обе стороны атлантического океана. Проделанная работа впечатляет: на плотину пошло около пяти миллионов кубометров бетона, 40 тысяч тонн листовой стали, 3 тысячи тонн труб и арматуры, 20 тысяч тонн армированной стали. Высота Гуверовской дамбы – 220 метров, ширина – 200 метров, общий вес – более 6 с половиной миллионов тонн.
К сожалению учредителю строительной империи не посчастливилось пережить триумф национального героя: он скоропостижно скончался 28 августа 1933 года в самый разгар возведения Гуверовской дамбы. Смерть вырвала «Батю» Уоррена из рядов успешных каменщиков в тот исторический момент, когда он закладывал самую главную кладку своей жизни: устанавливал далеко идущие отношения на дальних рубежах. Знаете, где умер Уоррен Бектал? Никогда не догадаетесь: в Москве! В разгар сталинских репрессий калифорнийский «Батя» делился опытом с московским «Горцем». Невероятный пируэт судьбы, не правда ли? То ли еще будет!
Стивен Бекталу вступил в должность управляющего семейной компанией и руководителя проекта по сооружению Гуверовской дамбы в неполных тридцать три года. Вдохновившись космическими планами отца, он бросил вызов судьбе: «Мы будем строить что угодно, для кого угодно и независимо от места, специфики и размера» – эти пророческие слова нового президента компании «Бектал» не только явились прямым следствием советских переговоров Уоррена-старшего, но и долгие годы определили генеральную линию развития этого удивительного семейного бизнеса.
Историческая заслуга Стивена Бектала перед родной фирмой заключается в двух начинаниях: предельной диверсификации бизнеса и тотальном расширении по всей планете. Сразу после завершения строительства Гуверовской дамбы, “Бектал” с не менее грандиозным успехом покусился на еще одно культовое сооружение Америки: построил восьмимильный “Бэй-Бридж” ( Bay Bridge ) , соединяющий Сан-Франциско с Оукландом.
В следующем, 1937 году Стивен Бектал объединил компанию с инженерной фирмой Джона МакКоуна – событие, как скоро мы убедимся, имевшее принципиальное значение для будущего развития. По доброй традиции новое юридическое лицо получило красивое имя: “Компания Бектал-МакКоун”.
В таком виде наши каменьщики и вступили во Вторую Мировую войну.
                 Продолжение завтра,когда оно станет сегодня.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

comments powered by HyperComments